Отчет наблюдателя о выборах 4.12.2011 в УИК 2803 (р-н Митино, Москва) Автор: Максим Алымов

Партии

Результат протокола УИК

Официальный результат

Справедливая Россия

16,12%

16,12%

Либерально-демократическая партия России

15,80%

15,80%

Патриоты России

1,55%

1,55%

КПРФ

27,12%

27,12%

Яблоко

11,07%

11,07%

Единая Россия

25,65%

25,65%

Правое дело

1,22%

1,22%

Аннотация: На участке была попытка запрета видеосъемки, но в целом голосование прошло по закону. Автор на основании своего опыта дал советы наблюдателям.

Добрый день. Меня зовут Алымов Максим, был членом УИК с ПСГ от Яблока на участке 2803. Сразу хотелось бы поблагодарить ребят, с кем вместе работали в этот день: Смыслов Михаил (наблюдатель от СМИ), Цыганков Евгений (наблюдатель от СМИ) и Соболев Дмитрий (наблюдатель от Яблока).

Знакомство
Знакомиться пришел ещё в пятницу. Участок нашел без проблем, к комиссии проводили тоже без вопросов. Представился председателю (Феофанову Александру Васильевичу), тот спросил, как меня зовут, номер телефона, записал всё это. Далее уточнил, что у нас будут КОИБы и мы договорились, что я приеду к 7 утра, чтобы присутствовать при тестировании. Когда я уже уходил, он судорожно бросился к телефону и стал кому-то звонить, что навело меня на мысль, что без приключений не обойдется.

7:00-8:00
Будучи человеком сверхответственным, я приехал на участок аж в 6:45 и на участке (здание школы) были только охранники, но мне заботливо предложили посидеть на диванчике внизу. Ближе к 7 стали подтягиваться члены комиссии, и я переместился вместе с ними на второй этаж, где и был оборудован участок. Спросил, куда могу положить свою тяжелую сумку (вода, ноут, еда), мне указали на комнату. Всё было хорошо. Далее мне стал звонить Миша (наблюдатель от СМИ) и говорить, что его yе пропускают на участок. Председатель забегал туда-сюда, но минут через 5 его всё же пустили, как и остальных ребят. И очень вовремя, т.к. вскоре началось тестирование КОИБов. Опечатывание переносных ящиков произошло примерно в 7:45, мы не препятствовали, т.к. их нам предъявили пустыми. КОИБы после тестирования опустошили и тоже опечатали чуть раньше. Мы тоже не возражали, т.к. их несколько сложнее было опечатывать (требовалось вдевать какие-то пломбы, что требовало определенной ловкости рук). Нас внесли в списки присутствующих. Далее председатель огласил количество бюллетеней, полученных УИК, данные по открепительным и всё это занес в увеличенную форму протокола.

8:00-8:15
Первых избирателей охрана пустила немного раньше положенного (где-то в 7:58), поэтому они присутствовали при выдаче книг. Все книги были прошиты, но из-за суматохи до 8:00 книги посмотреть я не имел возможности. Чтобы не мешать работе комиссии, я подождал, когда проголосуют первые избиратели, и лишь затем подошел смотреть книги. Как только передо мной развернули книгу, со скоростью ястреба подлетел председатель и во всеуслышание заявил, что у меня первое предупреждение и что после второго он меня сразу удалит. Я попросил пояснить его позицию, он сказал, что я не имею права смотреть книги, т.к. в них находятся персональные данные. На что я достал распечатки выдержки статей и исчерпывающе зачитал ему статьи о правах члена УИК с ПСГ и о том, к каким документам у меня по закону есть доступ. Он попытался мне доказать, что это неправда, начал листать свой рабочий блокнот, но, разумеется, ничего там не обнаружил, стал звонить в ТИК. А меня тем временем принялась обрабатывать его зам – Комисарова Наталья Николаевна. После короткого разговора по телефону председатель подошел и согласился с моими законными требованиями – доступ к книгам предоставили. Чтобы не накалять обстановку, я выборочно проверил некоторые книги, из пометок там были только «на дому» (решил не указывать на это, т.к. голосование дважды – на дому и на участке было бы куда опаснее с точки зрения результатов) и стрелки «вниз»/«вверх» там, где ошиблись, выдавая открепительные (у меня был такой же случай – когда мне выдавали открепительный, председатель так волновался, что по ошибке записал мои данные в графу выше – на другого человека).

Тем временем Мише запретили снимать с формулировкой «съемка запрещена». У него не было с собой распечаток закона, так что пришлось ему дать свои. После жаркой дискуссии с председателем и его замом, ему выдали разрешение на съемку, но с условием, чтобы он не снимал лица людей. Были также вялые попытки усадить наблюдателей в уголок, но тут мы все скопом стали апеллировать к закону, они не стали настаивать. Мы удобно расположились, распределив обязанности – один всегда находился коло урн, я наблюдал за столами комиссии с ещё одним человеком, и ещё один был в «свободном полете». После таких, прямо скажем, бурных 15 минут у меня немного пересохло в горле и я захотел взять в сумке воду. Потянулся к ручке двери комнаты, где была сумка, на что председатель и его зам снова взорвались, что мы вообще бог знает что себе позволяем, ходим где хотим, а теперь я и вовсе полез в комнату комиссии. Сказав, что у меня там сумка, я под личным надзором заместителя председателя её забрал и потом весь день держал её недалеко от себя.

8:15-10:30
Затем все немного улеглось, все успокоились, зам. председателя подошла к нам знакомиться, всё пыталась выяснить откуда нас таких четверо из ларца, но мы честно хлопая глазами говорили, что от СМИ и от партий. Про ГН решили не говорить. За полчаса до выездного голосования председатель об это объявил. Я подошел к секретарю (оказалась замечательная женщина. Пожалуй, единственная из всей комиссии, которая всегда была рада ответить на все вопросы) уточнить сколько людей. Тут и выяснилось, что у них на территории есть дом престарелых, там изъявили желание голосовать чуть ли не 70 человек и от них есть только заявления (реестр не составлялся). Это, разумеется, вызвало сильные подозрения, бросили жребий, ехать (точнее идти) выпало мне. И сразу же собиралась вторая группа для выездного голосования по домам.

Выездное голосование, 10:30-13:00
Прибыли в дом престарелых. Те, кто могли передвигаться, пришли в актовый зал. Там им в обмен на заявления и при предъявлении паспорта, выдавали бюллетень. Разумеется, 90% забыли очки и многие просили помочь. Заведующая домом один раз подсказала, за КОГО проголосовать, на что я сразу сказал, что это серьезное нарушение закона и дальше она подобного не повторяла. Т.к. люди пожилые, всё шло медленно, но честно. Далее прошли по квартирам лежачих. Пришлось заходить даже к бабушке, которая практикует уринотерапию. От зловония мы чуть не упали в обморок, особенно учитывая, что она потеряла паспорт и пришлось его искать, но работая за идею и не такое выдержишь. В 13:00 позвонил Миша и спросил, скоро ли мы возвращаемся, т.к. на участке просто аншлаг и требуется помощь.

13:00-17:00
Аншлаг продолжался, но шел на спад. Когда стало посвободнее, я подошел к председателю и спросил, когда будет составлен акт о выездном голосовании. Он сказал, что сейчас все заняты и «позже». Только к 17:00 они составили акт и занесли все данные по заявления в книги. Нарушение? – Да, но мы списали все данные по голосованию (кол-во выданных/использованных бюллетеней и т.д.) и поэтому особо не теребили их. Часам к 5 вечера ребята попросили председателя поместить переносные ящики на виду, на что поднялся невообразимый кипиш, он сказал, что мы его уже достали, мешаем работе комиссии и что он нас удалит всех сразу. Решили не обострять отношений – получить протокол было главным, иначе всё насмарку. Далее до закрытия всё проходило гладко. По возможности помогал людям: показывал, где находятся кабинки для голосования, а где урны.

20:00-окончание, итоги
Процедура пошла наперекосяк с самого начала. Вначале почему-то вскрыли переносные ящики, пересчитали число бюллетеней – всё сошлось. «Накормили» КОИБ этими бюллетенями. Параллельно другие члены УИК работали с книгами. При подсчете бюллетеней их унесли в другую комнату, но позже 939 штук нам дали пересчитать. Решили не доводить до кипения и поверили на слово. Далее ввели данные в КОИБ, контрольные соотношения сошлись, и стали печатать протокол. Периодически напоминали о необходимости внесения данных в увеличенную копию протокола. Нас спросили, устроят ли нас ксерокопии подписей и тут уже мы немного перепутав закон, сказали, что нет и нам нужны оригиналы – они скрипя зубами нам всё предоставили.

Данные по нашему участку №2803
1) Число избирателей, внесенных в список избирателей 2570
2) Число избирательных бюллетеней, полученных УИК 2219
3) Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно 0
4) Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования 1164
5) Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям вне помещения для голосования 66
6) Число погашенных избирательных бюллетеней 989
7) Число избирательных бюллетеней в переносных ящиках для голосования 66
8) Число избирательных бюллетеней в стационарных ящиках для голосования 1162
9) Число недействительных избирательных бюллетеней 18
10) Число действительных избирательных бюллетеней 1210
11) Число открепительных удостоверений, полученных участковой избирательной комиссией 75
12) Число открепительных удостоверений, выданных избирателям на избирательном участке 65
13) Число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке 44
14) Число погашенных неиспользованных открепительных удостоверений 10
15) Число открепительных удостоверений, выданных избирателям территориальной избирательной комиссией 3
16) Число утраченных открепительных удостоверений 0
17) Число утраченных избирательных бюллетеней 0
18) Число избирательных бюллетеней, не учтенных при получении 0
19) 1. Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ 198 (16.12%)
20) 2. Политическая партия "ЛДПР" 194 (15.80%)
21) 3. Политическая партия "ПАТРИОТЫ РОССИИ" 19 (1.55%)
22) 4. Политическая партия "КПРФ" 333 (27.12%)
23) 5. Политическая партия "ЯБЛОКО" 136 (11.07%)
24) 6. Всероссийская политическая партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ" 315 (25.65%)
25) 7. Всероссийская политическая партия "ПРАВОЕ ДЕЛО" 15 (1.22%)

Выводы
1. Требуется с самого начала показать, что вы тут не на стульчике весь день пришли сидеть, а будете активно работать;
2. Требуется отлично знать закон и свои права. Тем, кто будет наблюдателем на президентских выборах в чуть ли не приказном порядке собрать выдержки из законов, касающиеся вашего статуса на выборах (наблюдатель, СМИ или член УИК с ПСГ) – что вы вправе делать. Получится 3-4 листа А4, но это реально очень помогает;
3. Члены УИК в основной своей массе – это простые люди. Подавляющее большинство из них не читало закон (ФЗГ), они выполняют распоряжения председателя, а председатель руководствуется своим рабочим блокнотом. Апеллирование к статьям закона производит на них фантастическое воздействие;
4. Подавляющее число нарушений – это бытовые (человеческие) факторы. Например, они так привыкли, хотят домой и пр. Т.е. не от злого умысла (хотя бывает и он и нужно уметь различать). Поэтому «долбать» соблюдением процедуры целесообразно только тогда, когда есть серьезные основания подозревать комиссию в нечистоплотности;
5. Аналогично с написанием жалоб. Можно исписать 3 ручки на жалобах и в конец испортить отношения, а можно по-человечески попытаться объяснить, что это неправильно, ВЕЖЛИВО указать на норму закона и предложить свою помощь в устранении;
6. Наша цель – предотвратить серьезные нарушения (вброс, карусель, фальсификация итогов). Для этого во что бы то ни стало нужно оставаться на участке. Разругались из-за мелочи, вас удалили – всё, вы проиграли, выше задание провалено;
7. Важно понять с самого начала: связаны ли ошибки комиссии с желанием фальсификации или это просто нервы и некоторая неопытность. Вопрос психологии, но без него можно переругаться со всеми членами комиссии, а должно быть сотрудничество.

Именно поэтому я не писал жалоб на действия комиссии. Во-первых, мы всё могли видеть сами, наш подсчет выданных бюллетеней в итоге не сильно отличался от показаний КОИБа. Во-вторых, на нашем участке ЕдРо проиграло и ребята видели (случайно), что некоторые члены УИК голосовали против ЕдРа. В-третьих, было важно получить копию протокола и сравнить с данными на сайте ЦИКа. По нашему УИК всё сошлось.

Простите, что много. Старался ничего не упустить.

С уважением,
Алымов Максим+++